Как вы помните, в моей первой статье речь шла о раках Yum одного размера, кстати говоря, достаточно большого. Если провести параллель с другими приманками, в том числе и силиконовыми, становится ясно, что одним размером дело не ограничится — вкусы рыбы не настолько постоянны. Поэтому когда стали доступны раки того же производителя, но меньшего размера, и даже несколько иной конструкции, я продолжил свои эксперименты.

Большому куску — большой рот... или все-таки нет? Этот вопрос довольно часто обсуждается рыболовами, как в устной форме, так и на страницах печатных изданий. Многие утверждают, что крупную рыбу можно поймать только на крупную приманку. Они аргументируют свою точку зрения тем, что рыба солидных размеров не станет «размениваться по пустякам», гоняясь за всякой мелочью, так как она стремится рационально расходовать энергию. Но такую точку зрения нельзя считать единственно верной и не подлежащей никаким сомнениям. Дело в том, что она основывается еще на одном, как мне кажется, небесспорном утверждении, что хищник атакует приманку только потому, что воспринимает ее как потенциальный кормовой объект. Но это можно выяснить, разве что, спросив у самого хищника, а рыбы, как известно, не отличаются разговорчивостью. Поэтому обратимся к практике. При ловле па самые различные приманки, в частности силиконо вые, я обратил внимание на одну интересную закономерность: клев хищной рыбы действительно очень сильно связан с размером приманки, но... этот размер вовсе не обязательно должен соответствовать размеру трофея. Для себя я сформулировал отчасти шуточную аксиому, которая, впрочем, оказалась очень даже применимой на практике: «у рыбы часто меняется настроение, и я должен к этому приспосабливаться».

Действительно, опыт множества рыбалок показывает, что тот же мелкий судак нередко полностью игнорирует, казалось бы, так подходящие ему по размеру мелкие твистеры и виброхвосты, при этом с жадностью набрасывается на очень крупные приманки, каким-то чудом умудряясь захватывать крупный крючок. В то же время, мелкие приманки не раз приносили довольно крупных щук и судаков. Поэтому далее я буду исходить именно из этой аксиомы.

Рак

Естественно, я попробовал применить этот опыт и к ракам. На каждом попом мосте я экспериментировал с размером, порой добиваясь весьма неожиданных результатов. Случалось, что самого крупного рака предпочитали... окуни! При этом они с гораздо меньшим энтузиазмом относились к компактным рачкам. А бывало, что на мелких раков клевали «полновесные» судаки, отказываясь от более крупных членистоногих. Но, если говорить о статистике, то с введением в оборот мелких раков, окунь стал более частым «раковым» трофеем. А в целом, результаты применения раков улучшились, ведь появился выбор. В моем распоряжении — два размера раков, имеющих вполне реалистичное исполнение, и один раз мер приманок еще меньшего размера и более «обобщенного» вида. На самом деле трудно сказать, раков ли они имитируют, но концепция сходная, поэтому я отнес их именно к ракам. Надо сказать, что этот последний тип приманок сам по себе очень интересен. Меньшие габариты, мягкие, плоские «клешни» оказались очень хороши для ловли окуней. Ловятся на эти приманки и тука, и судак, особенно в то время, когда их тянет на «мелочь». Так что раки полностью вписались в мои представления о выборе размера приманки, то есть результаты их применения для меня не опровергли принципов, которые я применяю к выбору других спиннинговых приманок. Поднимаемся ближе к поверхности. Если раньше я в основном экспериментировал с ловлей на раков на относительно больших глубинах, то теперь очередь дошла до ловли на эти приманки на мелководье, над зарослями водных растений. Кстати, по всей вероятности, для чего-то подобного эти приманки и создавались. Я давненько не приобретал эти приманки, имея солидный запас, поэтому насчет настоящего времени утверждать не буду. Но раньше раки, по крайней мере, большого размера, поставлялись в пачках вместе с несколькими джиг-головками, оборудованными очень большим крючком с очень малой огрузкой. То есть производитель предполагает использование этих приманок именно на мелководье. Так что ничего нового я не изобрел. Но это не страшно - главное, что такой тандем заработал. Правда, я не возьмусь утверждать, что если вы приедете на щучьи мелководья, вооружившись рака ми с легкими головками, то вся рыба - наша. Во-первых, как мне кажется, на мелководьях «настроение» у рыбы меняется чаще и более радикально, чем на глубине. Это можно хорошо проверить, рыбача в лодке с напарником. Сплошь и рядом возникают такие ситуации, когда приманка, выступившая «бестселлером прошлых выходных», молчала с завидным постоянством, а напарник тем временем извлекал щуку за щукой на какую-то совершенно банальную колебалку, которую не всегда и забросить захочешь. Тем не менее, это факт. Так что не стоит настраиваться на «победоносное шествие раков по мелководьям». Но не зря же я завел об этом разговор. Время от времени, а точнее почти на каждой рыбалке, я пробовал применять раков всех трех размеров на малых глубинах, и бывало, что по эффективности они не уступали, а порою и превосходили другие приманки.

Как и в случае с любой пассивной приманкой, многое здесь зависит от анимации. Особенно на мелководье, где рак не привлекает рыбу одним только фактом быстрого перескакивания по дну с места на место. Здесь он движется более плавно и «раскованно», и ему стоит «добавить жизни». Вот один из вариантов. Забрасываем рака, до дна не опускаем, так как на дне трава. Когда, по нашему мнению, рак опустился на достаточную глубину, делаем два-три коротких рывка удилищем, быстро выматываем излишек лески, а затем погружение рака сопровождаем подергиваниями, выполняемыми вершинкой удилища, чтобы хоть как-то разнообразить унылое и медленное движение приманки в сторону дна. Хотя и унылое погружение нередко вызывает поклевку. Так что поле для экспериментов -широчайшее.

Червяк

Быть или не быть? Думаете, зачем я приплел червей к ракам? А причина довольно простая - если рыба в принципе отзывается на пассивные приманки, особенно, если лучше, чем на активные, то червь может выступить отличной альтернативой раку. Я не могу претендовать на абсолютную объективность, но, как мне показалось, такая заинтересованность червями чаще проявляется у судака и у окуня, причем, преимущественно в холодное время года. Особенно — когда зима мягкая и есть возможность рыбачить с лодки. Червь по понятным причинам никакой собственной игрой вообще не обладает. Если у рака при проводке хоть как-то играют клешни и ножки, то у червя нет этих «органов». Поэтому — все в наших руках. Анимация пассивных мягких приманок вообще довольно интересное занятие — почему же не разнообразить   свою   рыболовную   жизнь? Особенно приятными для меня были моменты, когда поклевку судака удавалось вызвать подергиванием червя, находящегося на дне - судак просто «вбивал» его в землю, атакуя сверху. При этом он нередко засекался снаружи пасти за нижнюю челюсть. Я специально посмотрел на мелководье, что происходит с червем при такой, с позволения сказать, проводке. Очень, кстати, занятно. Червь извивается всем телом, да так, что пассивной такую приманку назвать уже язык не повернется. И крупного окуня таким приемом соблазнить удавалось. Я. конечно, не скажу, что раки и черви — панацея от всех бед. Это довольно специфические приманки, работающие не везде, не всегда и не с первого раза. Но ради чего мы ловим рыбу? Явно не ради набивания мешков, а для удовольствия. А что может быть интереснее понять, постичь что-то повое и незнакомое?

Леонид Мазур

Собственный корресподнент
журнала "Современная рыбалка"
г. Киев