Щука[1], или обыкновенная щука[1] (лат. Esox lucius) — рыба семейства щуковых. Распространена в пресных водах Евразии и Северной Америки. Живёт обычно в прибрежной зоне, в водных зарослях, в непроточных или слабопроточных водах. Может также встречаться и в опреснённых частях морей — например в Финском, Рижском и Куршском заливах Балтийского моря, в Таганрогском заливе Азовского моря. Щука хорошо выдерживает кислую реакцию воды, может комфортно жить в водоемах с pH 4,75. При снижении содержания кислорода до 3,0—2,0 мг/литр наступает угнетение дыхания, поэтому в заморных водоёмах зимой щука часто погибает.

Внешний вид
Длина до 1,5 м, масса до 35 кг (обычно до 1 м и 8 кг). Тело торпедовидное, голова большая, пасть широкая. Окраска изменчивая, зависит от окружения: в зависимости от характера и степени развития растительности может быть серо-зеленоватая, серо-желтоватая, серо-бурая, спина темнее, бока с крупными бурыми или оливковыми пятнами, которые образуют поперечные полосы. Непарные плавники желтовато-серые, бурые с тёмными пятнами; парные — оранжевые. Кормится преимущественно рыбой. В некоторых озёрах встречаются серебристые щуки.

Самцов и самок можно отличить по форме полово-мочевого отверстия, которое у самцов имеет вид узкой продолговатой щели, окрашенной в цвет чрева, а у самок — овального углубления, окружённого валиком розового цвета.

Тело щуки имеет удлинённую, стреловидную форму. Голова сильно удлинённая, нижняя челюсть выдаётся вперёд. Зубы на нижней челюсти имеют разный размер и служат для захвата жертвы. Зубы на других костях ротовой полости помельче, направлены острыми концами в глотку и могут погружаться в слизистую оболочку. Благодаря этому добыча легко проходит, а если она пытается вырваться, глоточные зубы поднимаются и удерживают жертву.

Для щук характерна смена зубов на нижней челюсти: внутренняя поверхность челюсти покрыта мягкой тканью, под ней расположены ряды из 2—4 замещающих зубов, которые примыкают сзади к каждому действующему и образуют с ним единую группу (зубную семью). Когда рабочий зуб выходит из употребления, на его место становится своим основанием соседний замещающих зуб той же семьи. Сначала он мягок и неустойчив, но потом плотно прирастает основой к кости челюсти и укрепляется. Зубы у щуки меняются не одновременно. В одно и то же время одни зубные группы заканчиваются на краю челюсти старым зубом, который уже рассасывается, другие — прочным рабочим, третьи — ещё подвижным молодым. В некоторых водоёмах смена зубов у щук усиливается в течение определённых сезонов, и тогда щука в этих водоёмах перестаёт брать крупную добычу, поскольку та может вырваться из пасти хищницы. Ловить её в это время трудно, так как она не может схватить насадку.

Размножение

В естественных водоёмах самки щуки начинают размножаться на четвёртом, реже на третьем году жизни, а самцы — на пятом.

Нерест щуки происходит при температуре 3—6 °C, сразу после таяния льда, возле берега на глубине 0,5—1 метр. Во время нереста рыбы выходят на мелководье и шумно плещутся. Обычно на нерест сначала выходят самые маленькие особи, а последними — самые крупные. В это время щуки держатся группами: 2—4 самца у одной самки; возле крупных самок — до 8 самцов. Самка плывёт впереди, самцы плывут за ней, отставая примерно на половину корпуса. Они или прижимаются по бокам к самке, либо стараются держаться непосредственно над её спиной. Из воды в это время постоянно появляются спинные плавники и верхние части спины рыб.

Во время нереста щуки трутся о кусты, корни, стебли камыша и рогоза и другие предметы. На одном месте рыбы долго не задерживаются, всё время перемещаются по нерестилищу и мечут икру. В конце икрометания все особи группы, которая нерестилась, бросаются в разные стороны, вызывая громкий плеск; при этом самки часто выпрыгивают из воды в воздух.

Одна самка щуки в зависимости от размера может откладывать от 17,5 до 215 тысяч икринок. Икринки крупные, около 3 мм в диаметре, слабоклейкие, могут приклеиваться к растительности, но легко спадают при стряхивании. Через 2—3 дня клейкость пропадает, большинство икринок скатывается и дальнейшее их развитие происходит на дне.

Нормальное развитие икры щуки на дне в непроточной воде возможно только потому, что весной при низкой температуре вода относительно сильно насыщена кислородом, а по мере прогревания воды концентрация кислорода в ней быстро падает. Таким образом, чем раньше щуки начинают нереститься, тем меньше икры гибнет.

Если после нереста щук происходит быстрый спад воды, это приводит к массовой гибели икры — такое явление часто наблюдается в водохранилищах, уровень которых является непостоянным.

Жизненный цикл

В зависимости от температуры воды развитие икры происходит 8—14 дней, личинки, которые из неё выводятся, имеют 6,7—7,6 мм в длину. По мере рассасывания остаточного пузыря личинки переходят к питанию внешними ресурсами: маленькими ракообразными — циклопами и дафниями. При длине 12—15 мм щуки могут уже охотиться на личинок карповых рыб. Нерест карповых рыб обычно происходит после щуки, что способствует питанию щучьего молодняка. После достижения щукой размера 5 см она полностью переходит на питание мальками других рыб, преимущественно карпов. Если щуку такого размера держать в аквариуме и кормить мелкими ракообразными, она погибнет, так как затраты энергии на добычу корма не возмещаются питательными веществами, имеющимися в такой добыче.

Весной щуки вместе с талыми водами заходят в заплавные озёра. Через некоторое время связь этих водоёмов с рекой прерывается и жизнь мальков, вышедших из икры в таких условиях, очень отличается от таковой в реке или больших постоянных водоёмах. Учитывая недостаточные пищевые ресурсы, рост щук здесь идет крайне неравномерно, разница в длине между рыбами одного возраста может различаться в 2—2,5 раза. Мелкие особи становятся добычей для больших, иногда, при особой нехватке кормовых ресурсов, щуки длиной 3—4 см уже прибегают к такому виду каннибализма.

Интересно, что такие вырожденные пищевые цепи, состоящие только из щук (когда мальки питаются планктоном, большие щуки — мальками, а ими, в свою очередь, питаются ещё бо́льшие) в ряде водоёмов наблюдаются на постоянной основе. Это случается в северных (обычно тундровых) озёрах Якутии и Канады, где количество питательных веществ крайне мало, то есть, недостаточно для поддержания сколь-нибудь сложной пищевой пирамиды; кроме научной, такие «щучьи озера» описаны и в художественной литературе — например, в рассказе польского писателя Аркадия Фидлера «Канада, пахнущая смолой».

При этом, несмотря на крайне упрощенную структуру пищевой цепи, экосистемы таких водоёмов находятся в устойчивом виде на протяжении столетий — в донных отложениях и на побережье никаких костных остатков, кроме щучьих, исследователи в таких водоёмах не находили; это также подтверждается фольклором местных жителей.

Образ жизни

В водоеме щука держится в зарослях водной растительности. Обычно она там держится неподвижно и затаившись, внезапно бросаясь на добычу. Пойманная добыча проглатывается только в направлении с головы — если щука схватила её поперёк тела, то, перед тем как проглотить, она быстро разворачивает добычу головой в глотку.

При нападении щука ориентируется при помощи зрения и боковой линии, органы которой развиты не только на средней линии тела, но и на голове (в основном на передней части нижней челюсти).

Объекты питания взрослых щук довольно разнообразны. Обычно она поедает более многочисленных рыб: плотва, окунь, ёрш, лещ, густера; в реках в питании щуки возрастает доля типичных речных рыб — таких как пескарь, голец, гольян, бычок подкаменник и т. п. Весной щука охотно поедает жаб. Известны случаи, когда крупные щуки хватали и затягивали под воду мышей, крыс, куликов и белок, переплывающих реки. Крупнейшие щуки могут напасть даже на утку, особенно в период линьки, когда эти птицы не поднимаются из воды в воздух. В общем, щуки способны нападать и убивать довольно крупных рыб, длина и вес которых достигает 50 %, а иногда и 65 % от длины и веса хищника.

В питании щук среднего размера, около полуметра, преобладают многочисленные и малоценные рыбы, поэтому щука является необходимой составляющей рационального рыбного хозяйства на озёрах; вследствие её отсутствия в озёрах резко возрастает численность мелкого ерша и окуней.
[править] Значение для человека

В общем, щуку довольно широко разводят в прудовых хозяйствах. Например, во Франции из общей площади прудов в 100 тыс. гектар более чем 50 тыс. отданы под разведение щуки.

Мясо щуки содержит 2—3 % жира и является диетическим продуктом, особенно если рыба поступает для потребления в живом виде.

Максимальный возраст щук в промышленном вылове в настоящее время, а также в течение нескольких последних столетий, не превышает 25 лет. Достоверно задокументирован вылов 33-летней щуки. Рассказы в популярной литературе о щуках гораздо большего возраста следует отнести к категории легенд.

Особенно популярной среди рассказов такого типа является история «гейльборнской щуки», которую якобы в октябре 1230 года поймал лично император Фридрих II, обозначил золотым кольцом и выпустил в озеро Бьоккинген вблизи Гейльбронна, где эту щуку выловили через 267 лет, в 1497 году. При этом она достигала длины 570 сантиметров и весила 140 кг. Позвоночник этой щуки был передан на хранение в собор города Мангейм.

Эта история вызвала интерес немецкого натурфилософа Окена. Окен подробно изучил историческую хронику и установил, что Фридрих II в те времена безвыездно жил в Италии и никак не мог обозначить щуку на территории Германии. Удалось также исследовать позвоночник гигантской щуки, выставленный в соборе Мангейма. Оказалось, что это фальсификация, и что он скомпонован из позвонков нескольких отдельных щук.

Не менее удивительна история «щуки царя Бориса Фёдоровича» произшедшая в 1794 году, когда при чистке Царицынских прудов под Москвой была поймана щука с кольцом на жаберной крышке. Надпись, выгравированная на кольце, гласила: «Посадил царь Борис Фёдорович». Поскольку Борис Годунов правил с 1598 по 1605 годы, то, значит, пойманной щуке должно было быть около 200 лет. Но сегодня правдивость этого факта оспаривается, так как не сохранилось никаких доказательств.
[править] В кулинарии

В продажу поступает в живом, охлаждёном, замороженном и консервированном виде. Мясо костистое, иногда пахнет тиной, содержит 18,4 % белка, 1,1 % жира. Большую и среднюю щуку чаще всего используют рубленой (для рыбных котлет, фрикаделек) и фаршированной, мелкую (массой около 200—300 граммов) отваривают в пряном отваре: на 1 кг рыбы 0,75 л воды, по 1 кореньев (морковь, петрушка, сельдерей), 1 луковица, 3 горошины чёрного и 1 горошина душистого перца, 1 лавровый лист; всё вместе варится 5—7 минут, затем в отвар кладут рыбу и варят до готовности (примерно 20 минут), обязательно на слабом огне, не допуская сильного кипения, затем рыбу вынимают шумовкой, выкладывают на разогретое блюдо, посыпают зеленью петрушки и подают с отварным картофелем и сливочным маслом. Мелкую щуку можно также жарить, использовать для ухи. У англичан в середине XX века щука считалась самой вкусной и дорогой рыбой. В некоторых странах и по сегодняшний день блюда из щуки считаются деликатесными.