Наша экспедиция на Северные Марианские острова возникла спонтанно, хотя еще зимой появилась информация, что гуру джиггинга - Мацутани-сан собирает 3 экспедиции в этот район - в начале мая, в начале июня и в начале июля. Я уже был в этих местах в 2007 и без особых успехов, но слава этих мест в отношении крупного догтуса не давала мне покоя. К сожалению, по тем или иным причинам мне не получалось присоединиться ни к одной из 3 экспедиций, и я уже смирился, что следующий выезд на большую рыбалку будет только осенью 2012. Однако Игорь, фанат именно Марианских островов, который был в этих местах уже 6 раз, не мог допустить мысли о том, что в этом году его там не будет. В одно прекрасное апрельское утро он сообщил, что выкупил судно на 7 дней 6 ночей и собирается уйти на 320 миль от Сайпана до самого острова Мауг (так далеко из наших никто еще не ходил). С этого момента у меня в голове начала зарождаться мысль, и уже к вечеру я позвонил Игорю и напросился в попутчики. Через несколько дней к компании присоединились Павел и Денис. Все это случилось менее, чем за месяц до старта судна с Сайпана - на моей памяти таких спонтанных экспедиций еще не было.
Билеты куплены, снасти собраны, "полведра" джигов, ждавших своего часа с прошлой осени в тихом уголке на балконе, пересыпаны в багажную сумку, и в путь!
Очень агрессивная среда
За время нашего похода это словосочетание стало нарицательным для описания условий ловли на протяжении всего маршрута - от Сайпана до острова Агриган, который расположен далеко на севере гряды Северных Марианских островов (до Мауг нам так и не было суждено дойти). Я уверен, что эти места имеют многое, чем гордиться, но с 2007 года, после просмотра фильма Мацутани, в котором описывалась его экспедиция за 100 килограммовым догтусом, у меня они всегда вызывали ассоциации с гигантским собакозубым тунцом и огромным количеством акул. Отделить первых от вторых и было нашей задачей, которую мы надеялись выполнить за счет быстрой проводки.
- Игорь, что на эхолоте?
- Очень агрессивная среда!
Это означает, что с большей долей вероятности сейчас последует мощная поклевка, визг фрикциона и борьба с рыбой - в большинстве случаев с акулой и с одинаковым результатом - обрывом и потерей джига. На второй день уже с утра мы с беспокойством подсчитываем запасы крючков и джигов - впереди еще 5 дней рыбалки… SevenSeas и PatriotDesign смеются. Shout и Varivas ухмыляются. Объектом их иронии, главным образом, становятся Павел и Игорь - всего через месяц им ехать на Chuuk. А там то количество, которое мы потеряем за 6 дней, уходит всего за один день рыбалки.... (в результате всего путешествия мы потеряли 120 джигов на четверых).
- Павел, что на эхолоте?
- Очень агрессивная среда!
Судя по эхолоту, в толще воды, в основном в придонном слое, происходит бесконечный пир - самые известные хищники этих вод, акулы и догтусы, пожирают мелкую рыбу. Уже с первого дня рыбалки на быструю проводку догтус клюет исправно. По пути наверх его так же исправно обжирают акулы. Нам достаются только головы. Наверное, суп из рыбных голов придумали именно здесь.... В какой-то момент активность акул снижается, и тогда мы начинаем доставать догтусов целиком. Здесь действительно их довольно много, поэтому мы не ведем им счет, а просто получаем удовольствие от рыбалки. Догтусы ловятся, главным образом, небольшие - от 6 до 18 кг.
Несмотря на это, рыба подтверждает свою легендарную мощь - легко срывает фрикцион, выматывает десятки метров плетенки и дает нам неплохую нагрузку. Мы, конечно, надеялись на другой размер, но мы не отчаиваемся, работаем дальше, и работа дает свои плоды. Иногда попадаются экземпляры, выходящие за 20кг.
Любой тунец - желанный трофей рыболова, но в догтусе есть что-то древнее или, может быть, космическое, что делает его особенно ценным трофеем.
Иногда попадаются желтоперые тунцы, лакедра, джобфиш, рэдбас, амберджек.
Чтобы поднять трофейного догтуса мало иметь превосходные снасти, уметь ими пользоваться, иметь терпение и не прекращать работу. Но все это ничто без самого главного - удачи. Необходимо, чтобы не было акул, чтобы лодку сносило на глубину, а не на мелководье. Удачи-то нам пока не хватает. У каждого из нас есть поклевки, когда звон фрикциона переходит в бесконечный "ультразвуковой" визг, но рвется плетенка или лидер. У меня, как минимум, 3 случая, когда можно предположить, что на другом конце лески догтус не менее 50кг. Игорь после продолжительной борьбы поднимает голову догтуса весом 41 кг. По нашим оценкам эта рыба целиком должна была весить не менее 90кг.
Однажды мне повезло. Уже потом, вспоминая этот день, я пришел к выводу, что именно удача сыграла большую роль. Когда клюнул монстр, судно как раз сносило от берега на глубину, причем сносило довольно быстро. Опасности, что леска ляжет на кромку дна не было, а к тому моменту, когда тунец устал, мы были уже далеко от свала, на котором стояла кормовая рыба и акулы. Остальное было делом техники.
После поклевки и подсечки мне удалось поднять рыбу метров на 10 вверх, после чего у нее включился форсаж, и она ушла как минимум на 50 метров. В момент "ухода" я пытался оказать на рыбу максимальное давление, задирая спиннинг вверх и уменьшая угол между ним и леской. Это играло свою роль, и рыба замедляла свое движение. Когда она повторяла попытки уйти, я повторял все заново. Спиннинг Patriot Design VX400/57 отработал на пять с плюсом, позволяя мне самому регулировать давление на рыбу.
В самом конце, когда рыба была уже у борта, она внезапно пошла под лодку и возникла опасность обрыва. Пришлось вывеситься за борт и засунуть спиннинг в воду насколько возможно, чтобы леска не касалась дна лодки. Друзья подсказали капитану подрулить, и тунец благополучно появился у борта опять. Через минуту он был на борту. Вот оно - счастье!
Рыбу отмыли, сфотографировались и взвесили. Весы показали 78 кг.
Ночь. На свет катера собрался малек и летучая рыба (ее Денис умудрялся ловить прямо подсаком). Глубже должны быть крупные хищники. Игорь, любитель ночной рыбалки, выходит на палубу. В его походке какая-то обреченность, а в глазах - священный огонь. Он уже в 6-ой раз на Марианских островах - он знает, на что идет. Наверное, так шли японские камикадзе к своим самолетам перед вылетом на Перл Харбор.
- Денис, что там на эхолоте?
- Очень агрессивная среда!
Спуск пилкера. Поклевка следует сразу. "Ой-е-е-е-ей!" истошный крик заглушается визгом фрикциона. Ночью акулы ловятся еще лучше и крупнее. В последнюю поездку Игорь провозился больше часа с акулой более 150кг, поэтому, наученный горьким опытом, металлический поводок сегодня не ставит. Если акула, то пусть отгрызает и плывет дальше своей дорогой...
А вот Денис хотел поймать именно акулу, что на Марианнах особых проблем не составляет.
Не спится. Иду на корму и начинаю кидать воблер на легкий спиннинг. Есть! Небольшой джек борется достойно, но скоро оказывается на борту, а потом опять на свободе. Денис достает догтуса. Еще несколько забросов, но они оказываются холостыми. Иду спать.
"Дима, просыпайся! Там офигеть, что творится!" - будет меня Игорь, как показалось, через несколько секунд, как я закрыл глаза. Я выбираюсь на палубу. Игорь кидает мой легкий поппер, на него сразу клюет джек. Еще пара секунд, и джек с поппером пропадают в гигантской зубастой пасти и со взрывом брызг пропадают бесследно в темной воде. Обалдеть!
Следующие 20 минут дают несколько джеков. Скоро утро - надо идти спать... Завтра новый день тяжелой, но приятной работы.
К сожалению, днем совсем не было кастинга (как, впрочем, прогнозировалось изначально). Несколько раз подходили к перспективным на вид местам, кидали приманки различного типа и размера, но так и получилось поймать что-нибудь более-менее интересное.
В последние два дня рыбалка пошла на спад. Но Марианские острова до последнего дня продолжали радовать нас хорошей погодой, красивыми закатами, дико выглядящими островами-вулканами, свежим сашими и пальмовыми крабами.
Путешествие подходило к концу. Душу охватило чувство полного удовлетворения рыбалкой - не частое, но такое желанное чувство для каждого рыбака. Я ехал сюда, чтобы поставить точку в своих взаимоотношениях с Марианами, но оказалось, что это только их начало. Надеюсь увидеть эти места такими же и в следующем году.
Для информации:
В экспедиции для джиггинга мной использовались следующие снасти:
1. Patriot Design Black Imperial VX400/57 + Shimano Stella 20000PG + Varivas Max Power РЕ5 + Duel Fluorocarbon 120LB
2. Patriot Design Grand Imperial Ultimate 59 + Shimano Stella 20000PG + Varivas Max Power РЕ6 + Varivas Nylon Shock Leader 200 LB
Помимо этого использовались так же спиннинги:
1. Seven Seas Atomic Sword
2. Seven Seas Northern Mariana Dogtooth 100
3. Patriot Design Grand Imperial Extreme 59
4. Patriot Design Grand Imperial Platinum 58
5. Patriot Design Fire Vortex
6. Alpha-Tackle Shiren Light
7. легкий спиннинг от Projig (модель не запомнил)
Dogtooth 100 и Extreme 59 остались для меня фаворитами для трофейного джиггинга. Любую из этих палок можно использовать первым номером, если цель - тунец 100кг. В качестве второго номера (либо первого для места, где трофей в районе 50кг+) понравились Platinum 59 и VX400/57. Это более легкие спиннинги, подходящие для быстрой проводки с руки в течение всего дня, но с очень хорошей тягой. Platinum легче в работе, а VX - на вываживании.
Джиги
Использовались Seven Seas, Atelier GL, Patriot Design, CB One, Smith, Shout, Blue Fox, FCLlabo, Adhek, а так же несколько неизвестных производителей. Вне конкуренции - Seven Seas Hooker 1. С ним сравниться именно на Марианских островах пока не смог никто. Хороши были Patriot Design Blast Edge и Cyber Edge. Неплохо показали себя Adhek и Blue Fox, особенно учитывая их низкую стоимость. Как всегда, был стабилен ромбовидный Atelier GL (на данный момент, для меня это самый универсальный джиг в географическом плане - ловил везде на уровне). CB One и Shout молчали в этот раз. Smith Nagamasa работал в те моменты, когда остальные джиги молчали. На него пойман трофей тура.
По цветам - лучшего всего работал черный и серо-черный. Оба - с голографической наклейкой под зеркало.